Пиршество… но не духа

Красная рыба в Шотландии - пища бедняков. Выражение «шесть раз в неделю лососевый день» считалось в Шотландии свидетельством крайней нужды.

Красная рыба в Шотландии - пища бедняков. Выражение "шесть раз в неделю лососевый день" считалось в Шотландии свидетельством крайней нужды.

©Gaelic Society of Moscow

Диана-Алёна Айлей

   Испытывая заслуженную гордость от сознания того, что сэр Вальтер Скотт является нашим соотечественником, а романами его зачитывалось не одно поколение читателей во всем мире, мы обычно не вспоминаем, насколько реальна основа этих книг: хотя главные герои в них вымышлены, участвуют они обычно в исторических событиях, действительно имевших место, описанных с невероятной точностью и подробностями, делающими честь современным историческим монографиям. По возможности автор этой статьи берет на себя труд последовательно описать историю Шотландии, опираясь на романы сэра Вальтера (именно так принято обращаться к человеку, имеющему рыцарское достоинство). А пока мне хотелось бы обратиться к сюжету, небезынтересному любому живому существу, - к еде.

   Подавляющее большинство книг сэра Вальтера посвящены событиям XVII-XVIII столетия. Нравы, обычаи, даже одежда, распорядок дня и еда, - все бытовые подробности того времени были хорошо известны Скотту, поскольку он лично знал свидетелей того времени. Кроме того, самыми первыми его читателями и самыми строгими судьями были те же шотландцы, а они во времена Скотта еще очень хорошо помнили и во многом соблюдали старинные традиции.

   Итак, приступим к завтраку. В "Уэверли" сказано, что небезызвестный английский доктор Джонсон назвал шотландский завтрак самым обильным в мире. Действительно, герои Скотта помимо традиционной овсянки, запивавшейся сливками (чистыми или пополам с обратом), употребляли поутру множество холодных закусок: копченые оленьи и свиные окорока, отварную говядину, копченую красную рыбу - семгу и лосося. К ним подавались уже за завтраком сидр и легкое домашнее пиво; масло, различные виды варенья (клюквенное, яблочное, вишневое), разнообразнейшая выпечка из пшеничной, овсяной и ячменной муки, мед; запивалось все чаем и горячим шоколадом, молоком.

   Обед - обычно в два-три часа - изобиловал мясными блюдами: жаренными на сковороде с большим количеством животного жира и лука (репчатого и порея), тушенными в котлах с теми же добавками плюс немного воды, и приготовленными самым быстрым способом - зажаренными на вертеле. Подавалась также вареная баранина и говядина (в домах, не столь претендовавших на изысканность). Стол знати (и нарушавших законы об охоте простолюдинов) разнообразила обожаемая всеми шотландцами дичь: оленина, рябчики, куропатки, перепела, вальдшнепы. Скромной заменой ей могли послужить куры. "Насильственно вербовались, - как пишет Скотт, - обитатели голубятни, а порой и морские птицы" - отварной баклан (сэр Вальтер отмечает: при его варке двери кухни держались открытыми, настолько силен был неприятный запах), считался отличным, если был хорошо проварен, и подавался как деликатес желанным гостям.

   Затем следовал чай, предлагавшийся в гостиной хозяйки дома и сопровождавшийся опять же разнообразной выпечкой.

   Вечером - ужин, состоявший также в основном из мясных блюд. Единственным гарниром даже в лучших домах служили лишь картофель и лук. Другие овощи не упоминаются, да и не употреблялись.

   Ко всем приемам пищи подавался сыр - из коровьего и овечьего молока. Обильно употребляли хлеб, ячменный и пшеничный.

   Простолюдины предпочитали мясо варить, а наиболее бедные довольствовались супом: картофельной похлебкой с луком (при удаче с кусками мяса), заедаемой хлебом и сыром. Одним из основных видов пищи беднякам служила... красная рыба - сёмга и лосось, - в изобилии водившаяся в наших водоемах. Выражение «шесть раз в неделю лососевый день» считалось в Шотландии свидетельством крайней нужды.

   Только что выловленная красная рыба шла на уху, жарилась на углях, впрок ее, как и мясо, коптили. Коптильня имелась буквально при каждой лачуге. Копченая семга холодными зимними вечерами украшала похлебку бедняков.

   Простые крестьяне использовали из приправ в основном соль, люди состоятельные не обходились без перца и горчицы: в «Астрологе» так бравый фермер окрестил своих собак - «Перец» и «Горчица».

   Четкую иерархию можно проследить и в напитках. Аристократия пила вино (привозное) и контрабандную водку (разбавляя водой или добавляя в чай), люди попроще делали пунш из водки или просто разводили ее водой, добавляя нередко сахар, наиболее бедные довольствовались доступным домашним пивом. Пьянство осуждалось, однако, начиная с завтрака, мужчины пили в умеренных количествах алкоголь.

   Очень ярко выражено в романах сэра Вальтера различие между горцами и жителями долины - гэлы испытывали отвращение к свинине, потребляя в основном баранину (свою) и говядину (нередко краденую), оленину. Южане, наоборот, любили копченые и вареные свиные окорока.

   Ни один южанин в романах не пьет неразбавленный виски. Его с огромным наслаждением вливают в себя исключительно горцы, часто носящие с собой бараний рог с прославившим их родину напитком и чашу или просто раковину в качестве стопки.

   Знаменитый хаггис оказался героям сэра Вальтера незнаком. Правда, пару раз упоминается пристрастие горцев к внутренностям животных - из бычьего ливера изготовлялась особая, приправленная овсяной мукой похлебка.

   Главные герои сэра Вальтера считаются идеалом рыцарственности, возвышенности духа и благородства. Что ж, рыцарство рыцарством, но отказывать себе в пире телесном наши предки не любили.